Как воронежец стал народным артистом Таджикской ССР

Фото: личный архив Павла Лепендина Воронежская земля всегда была богата талантливыми людьми.

Фото: личный архив Павла Лепендина

Воронежская земля всегда была богата талантливыми людьми. Многие её уроженцы оставили заметный след в истории театра и кино. Сегодня мы предлагаем вспомнить нашего земляка, народного артиста СССР Георгия Менглета.

Уютный город

Георгий Павлович родился 17 сентября (по старому стилю — 4 сентября) 1912 года. Его род происходил от капитана французской армии, оставшегося после войны 1812 года в России.

Вот как Менглет описывал своё детство в книге «Амплуа – первый любовник»:

«В чудесном уютном городе Воронеже, в маленьком кирпичном доме на краю холма, около алтаря Покровской церкви, жил мальчик Жора. Жил с папой, советским служащим, мамой, домохозяйкой, и младшим братом Женей. Папа и мама обожали ходить в театр – в Воронеже он назывался Большой Советский. К каждому походу мама тщательно готовилась – завивалась, гладила новое платье, что-то подшивала – и обязательно брала с собой Жору. А Жора жил беззаботно, гонял в футбол, который был его страстью, и красовался перед девочками».

А потом в школе, где учился Менглет (сейчас это школа №11), был организован драматический коллектив. Первой постановкой стало «Горе от ума». Позже появились «Плоды просвещения», «Вильгельм Телль», «Гибель надежды». И везде был занят Менглет. Как вспоминал позднее актёр, постановки школьного коллектива пользовались огромной популярностью. Посмотреть их считали необходимым даже артисты Воронежского драмтеатра. Они и посоветовали юноше отправиться в Москву учиться на артиста.

Ленинград и Сталинабад

В 1931 году Георгий Павлович был принят в Центральный театральный институт, позже переименованный в ГИТИС. Там, а позднее в «Мастерских» Алексея Дикого, Менглет быстро стал репертуарным артистом.

В 1936 году Дикого назначили художественным руководителем Ленинградского БДТ. В числе тех, кого Алексей Денисович взял с собой в город на Неве, оказался и Менглет. Для Менглета всё складывалось как нельзя лучше: роли, успех у зрителей, плодотворная работа с учителем. Казалось, так будет всегда. Но… Дикий был арестован. Почти все бывшие студийцы вскоре подали заявления об уходе из БДТ и решили создать свой театр. Заводилой выступал Георгий Менглет. Пришлось преодолеть немало преград, чтобы получить соответствующее решение свыше.

Театру предложили обосноваться в далёком Сталинабаде. В 1937 году там, в Русском драматическом театре, состоялась премьера спектакля «Земля» Н. Вирты. Менглету досталась роль Листрата. А уже в 1939 году он был удостоен звания «Заслуженный артист Таджикской ССР».

В Сталинабаде, куда он приехал вместе с женой Валентиной Королёвой,  Георгий Павлович много играл, работал и как режиссёр-постановщик. Но его тянуло в Воронеж, где были его родители и дочь Майя, родившаяся 8 августа 1935 года. Отец каждый месяц, без задержки, отправлял в Воронеж деньги – дабы дочке ни в чём отказа не было. Когда началась война и  немцы подошли совсем близко к родному городу Георгия Павловича, родители Менглета, его брат и дочь перебрались в Сталинабад. Ютились все в двух небольших комнатах, но зато – вместе.

Фронтовой театр

У Георгия Павловича была бронь, но, тем не менее, он создал фронтовой театр, в котором стал одним из ведущих артистов и художественным руководителем. Театр исколесил множество дорог войны, завершив выступления для бойцов весной 1944 года в Румынии.

После этого Менглет и театр направились в Воронеж. Здесь они дали десятки концертов для возвращавшихся в город жителей. А потом был смотр фронтовых театров в Москве, где их спектакль «Салом, друзья!» имел большой успех. Худрук Театра имени Е.Б. Вахтангова Рубен Симонов предложил Георгию Павловичу роль Карандышева в «Бесприданнице». Менглет согласился. Но прежде он отправился в Сталинабад, чтобы перевезти в Москву семью. Его уходу из местного театра не препятствовали, хотя жаль было расставаться с любимцем публики, уже народным артистом Таджикской ССР.

Театр сатиры

Однако романа с Вахтанговским театром не вышло, и вскоре наш земляк оказался в Театре сатиры, где прослужил более 55 лет. За эти годы актёром было сыграно более 70 ролей.

Менглету был подвластен любой жанр. Театр Георгий Павлович любил беззаветно. Даже в последние годы, когда плохо себя чувствовал, всё равно собирал силы, выходил на подмостки и расцветал. Когда на сцену буквально вылетал 88-летний артист, несколько часов назад лежавший в постели с высоким давлением, публика встречала его бурными овациями. На вопрос «не трудно ли уже играть?»  он неизменно отвечал: «Если у меня забрать театр, я умру».

С кинематографом столь же трепетных отношений у Георгия Павловича не сложилось. Актёр сыграл князя Васильчикова в фильме «Лермонтов», Вацлава Решенека в «Швейке». Затем почти на 40 лет кинематограф забыл о Менглете. А после лишь дважды артист снова оказывался перед камерой. Евгений Матвеев пригласил его на роль Черчилля в киноэпопею «Победа». И ещё он сыграл роль директора свалки Воронцова в телефильме «Следствие ведут знатоки». К счастью, на плёнке остались многие спектакли Театра сатиры, в которых блистал наш земляк.

Второй женой Менглета и верной его спутницей на долгие годы стала народная артистка РСФСР Нина Архипова. Они вместе играли в спектакле Театра сатиры «Где эта улица, где этот дом…». Именно тогда Менглет и влюбился в Архипову. Георгий Павлович долго не мог решиться на развод, а у Нины Николаевны на руках было трое детей. Но в 1955 году их судьбы всё-таки соединились. Менглет стал отцом и другом для детей Архиповой. Любили они своего Жорика безмерно.

Ещё одной страстью Менглета был футбол. Всю жизнь он болел за ЦСКА. Его можно было разбудить среди ночи и спросить, как сыграла его любимая команда с тем-то клубом в таком-то году. И он всегда безошибочно называл результат. Симпатизировал артист и воронежскому «Факелу», интересовался его успехами, знал всех тренеров и футболистов.

В последние годы жизни Георгий Павлович часто говорил: «У меня остались две мечты: дожить до 90-летия и ещё раз увидеть любимый Воронеж». Но в последний раз он побывал на малой родине в  начале 1990-х. А его доброе, большое, любвеобильное сердце остановилось 1 мая 2001 года, в день 80-летия его жены Нины Архиповой.

Похоронили нашего земляка на Кунцевском кладбище столицы. Спустя 15 лет рядом с дорогим Жориком последний приют обрела и Нина Николаевна.

Павел ЛЕПЕНДИН

Последние новости

Духовенство Россошанского благочиния соборно помолилось у иконы Божией Матери «Казанская»

26 июля, по благословению епископа Россошанского и Острогожского Дионисия, священнослужители Россошанской епархии совершили молебен с акафистом в Благовещенском кафедральном соборе г. Воронежа перед иконой Божией Матери «Казанская».

Квест-игра

   В отделении г. Россошь состоялась квест-игра "В поисках сокровищ". В процессе игры каждый участник мог проявить свои знания, способности, умение работать в коллективе.

В Воронеже состоялась торжественная встреча новообретенной иконы Божией Матери «Казанская»

25 июля чтимый образ Пресвятой Богородицы «Казанская» прибыл на Воронежскую землю.

Card image

Как выбрать одноразовые станки для покупки?

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *