«К мусору вокруг все привыкли»: с какими проблемами сталкиваются воронежские экоактивисты
Фото из личного архива Воронежские площадки для сбора вторсырья переживают непростые времена.
Воронежские площадки для сбора вторсырья переживают непростые времена. Сначала один за одним начали закрываться эко-пункты «Седьмой лепесток» (сейчас их осталось 5 из 11), затем о своих финансовых проблемах сообщил ещё один волонтёрский проект – «Собиратор». По словам активистов, денег на аренду помещения практически нет, и Центр существует лишь за счёт скромных пожертвований горожан. А в конце минувшего года выяснилось, что первая в городе универсальная площадка по сбору отходов – экоцентр «Зелёный дом» – лишилась склада, необходимого для накопления сложных видов пластика.
Если проблемы экопунктов не будут решены, горожане, привыкшие к сортировке отходов (а таких в Воронеже немало), лишатся возможности участвовать в деле переработки. TV Губерния вместе с создательницей экоцентра «Зелёный дом» Екатериной Хомич постаралась разобраться в сложившейся ситуации, и подумать, как можно помочь развитию инфраструктуры раздельного сбора отходов.
Срочно что-то делать
Екатерина Хомич с редкими добровольцами занимается приёмом и сложной сортировкой более 30 фракций отходов. Дело это экономически не выгодное – гораздо прибыльнее было бы заниматься одной или двумя востребованными фракциями. Но деятельность Екатерины изначально задумывалась как социальная. Инициативная группа волонтёров появилась в 2018 году. Одна из первых акций – организация регулярных сборов: экологически активные горожане приезжали с отсортированными отходами к назначенному времени и месту, а заинтересованные во вторсырье предприниматели – на грузовых машинах. В период пандемии сборы были приостановлены, но аудитория, привыкшая к сортировке, осталась. Тогда Екатерина внедрила идею экотакси: люди выносили пакеты к подъезду, а волонтёры собирали их на машинах. Всё вторсырьё доставлялось для последующей сортировки к Екатерине домой, прямо на задний двор. Затем появилась возможность снять небольшой склад с земляным полом и без отопления. Вокруг него расставили купленные на пожертвования «сетки» для разных видов вторсырья. Это место стало первой универсальной площадкой для раздельного сбора отходов в нашем городе.
Но возможности оплачивать аренду вскоре не стало. И тогда началась череда переездов – сначала под крышу к одному предпринимателю, затем к другому, третьему…
– В какой-то момент я поняла, что больше переезжать некуда, да и сил скакать с места на место с двумя «ГАЗелями» пластика в охапку не осталось, – признаётся Екатерина. – Решено было оставить затею со сбором одного из самых сложных и распространённых видов пластика – полистирола. Теперь такая одноразовая упаковка снова отправляется на захоронение.
Сейчас активистка снимает помещение на улице Генерала Лизюкова – именно там находится «Зелёный дом». Экоцентр состоит из зала для сбора вторсырья и секонд-хэнда, в который можно сдать одежду в хорошем состоянии и вещи, которые станут обтирочной ветошью. За небольшую сумму тут можно присмотреть себе книги, предметы интерьера, одежду и многое другое. Вещь выставляется за рекомендованную для пожертвования сумму: на эти вырученные деньги и существует «Зелёный дом». Екатерина признаётся, что средств с секонд-хэнда едва хватает на аренду помещения, а ведь ещё нужно поощрять дежурных администраторов: 9 человек здесь трудятся поочерёдно, чтобы экоцентр был открыт полный день. Да и сама работа непростая: общаться с людьми, досортировывать принесённые вещи, вторсырьё, таскать тяжёлые грузы, вести просветительскую деятельность…
Решение сложных проблем
По мнению Екатерины, улучшение экологической обстановки возможно только через развитие частных Центров с участием преданных идее людей. Девушка зовёт к себе на подмогу тех, кто готов разобраться в правилах сортировки и помогать это делать другим. С рабочими кадрами возникают проблемы: из-за высокой нагрузки и низкой зарплаты мало кто проявляет интерес. На это у активистки есть гипотетическое решение: Екатерина предлагает компаниям-производителям вкладывать средства не в «экологичные» бумажные пакеты, а в зарплаты работников сортировочных пунктов. В благодарность на каждом из спонсируемых центров Екатерина предлагает размещать информацию о компании-благотворителе.
Экоактивистка также считает, что необходимо предоставлять бесплатные помещения для экоцентров. Екатерина отмечает, что в региональном Министерстве ЖКХ предлагали четыре варианта помещений, но ни одно из них не подошло по параметрам. Один из предлагаемых вариантов был на нулевом этаже с высокой лестницей – это существенно затруднило бы процесс переноса тяжёлых мешков, коробок и пакетов. Другое помещение находилось в здании закрытого типа, где при входе каждый раз надо было предъявлять документы. Третье – требовало капитального ремонта, а четвертое – было занято собственником.
Ещё одним вариантом борьбы с трудностями могло бы стать создание НКО и участие в конкурсах на получение грантов. Но это, по мнению Екатерины, отнимает большое количество энергии, которой и так «не хватает на все полезные дела».
– Мне не хватает соратников, которые бы одновременно и «болели» темой раздельного сбора отходов, и могли взять на себя все обязательства по написанию заявок и подаче отчётностей, – делится Екатерина Хомич. – У меня не хватает сил одновременно обеспечивать работу в экоцентре – грузить, вывозить вторсырьё, сортировать, вести соцсети, консультировать людей – и подаваться на гранты.
Экоактивистка также видит решение в предоставлении льготных налоговых условий. Она отмечает, что вопрос об обособлении социального бизнеса поднимается уже несколько лет, но решения пока нет. Получается, что бизнесмены, решающие проблемы всего общества, платят столько же налогов, сколько и другие.
– Я понимаю, что экология – не самая «трогательная» тема для большинства, – говорит Екатерина. – Потому что мусор в океане и почве многим, кажется, никак не мешает. Да и к мусору прямо перед носом привыкли: поели – выбросили, распаковали – выбросили… Для того чтобы наладить ситуацию, нужно собраться всем вместе. Люди это умеют, но только когда наглядно видят проблему. Вспомним недавний снежный «апокалипсис»: ну не получается у людей взяться за мусор так же дружно, как за расчистку снега во дворе, когда коммунальщики не приехали, а на работу выезжать нужно. А всё потому, что загрязнение окружающей среды не так легко ощутить. Можно отвернуться от полигона и не смотреть, заткнуть нос и пройти мимо, как будто это – не наше дело.
А вас волнуют проблемы экологии? Да, это важно и я уже изменил(а) некоторые свои привычки. Волнуют, но активных действий еще не предпринимаю. Не задумывался(лась) об этом. Нет, на данный момент это не самая главная проблема. Проголосовало 0 человек Дарья ВТОРНИКОВАПоследние новости
ЦБ оставил ключевую ставку в 21%. Что будет с ценами?
ЦБ оставил ключевую ставку в 21%. Что будет с ценами? Ключевая ставка на уровне 21% позволит снизить инфляцию до 4,0% в 2026 году.
«Средний класс на горизонте»: что обещают воронежцам новая стратегия и цифры
В Воронежской области представили прогноз социально-экономического развития до 2030 года, где расписаны данные о росте доходов жителей региона и снижению уровня бедности.
Что будет с ценами на новостройки в 2025 году, рассказали эксперты
Есть причины как для роста, так и для снижения Ни для кого не секрет, что во второй половине 2024 года спрос на квартиры в новостройках очень сильно упал из-за роста ключевой ставки.
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи