Алексей Карякин — 5 лет во главе Центрально-Черноземного Росприроднадзора
— Алексей Федорович, Вы являлись руководителем департамента природных ресурсов и экологии с апреля 2012 года по октябрь 2019 года, после чего возглавили Центрально-черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора,
— Алексей Федорович, Вы являлись руководителем департамента природных ресурсов и экологии с апреля 2012 года по октябрь 2019 года, после чего возглавили Центрально-черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора, так же имеете в некотором смысле профильное базовое образование инженер-геофизик, специальность «Геофизические методы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых». Наверное, больше Вас в вопросы экологии в регионе не посвящен никто. Сложно ли в психологическом и управленческом смысле перейти из областной в федеральную структуру? Есть ли принципиальные отличия в организации работы данных структур, возложенных на них функциях, людских ресурсах?
— Безусловно, отличия есть. Прежде всего, в полномочиях этих структур. Росприроднадзор это преимущественно надзорный орган. И основное, чем занимается наше Управление – это контроль за исполнением природоохранного законодательства на территории Воронежской, Тамбовской, Курской, Липецкой и Белгородской областей. На объектах, подлежащих федеральному надзору, мы контролируем хозяйственную деятельность предприятий, оценивая их воздействие на окружающую среду.
Если затрагивать вопросы организации работы, то следует отметить высочайший уровень цифровизации в Росприроднадзоре государственных услуг и функций, процессов по взаимодействию с третьими лицами и коммуникаций внутри Службы. Все это, а также мощный уровень информационно-методического сопровождения со стороны центрального аппарата позволяет оперативно, качественно и эффективно решать возложенные на нас функции.
Важно отметить и эффективную работу наших инспекторов на местах, труд которых позволяет выявлять серьезные нарушения природоохранного законодательства порой в очень непростых условиях.
— Вопрос не для скромных. Каковы основные принципиальные отличия в организации и показателях работы, фактической эффективности Управления РПН в 2012-2019 годах и сейчас. Интересно узнать и об изменениях в государственном подходе к проблеме и о ваших управленческих новшествах
— Думаю, что сравнивать работу Управления до и после 2019 года принципиально не совсем правильно, ведь раньше это было Управление по Воронежской области, а теперь межрегиональный территориальный орган. Но, безусловно, изменения в работе Управления есть, и они продиктованы совокупностью целого ряда факторов.
Одним из ключевых стало значительное повышение эффективности всей структуры Росприроднадзора с момента прихода в декабре 2018 года Светланы Геннадьевны Радионовой.
Напомню, что до реформы наша Служба была серьезно децентрализована. В каждом регионе существовало самостоятельное управление, во многом зависящее от местных властей при принятии своих решений. Плюс были межсубъектовые департаменты, курирующие работу нескольких управлений. И, наконец, был центральный аппарат, которому приходилось управлять столь массивной и объективно сложной конструкцией. Сейчас структура Росприроднадзора оптимизирована, выстроена по кустовому вертикально-ориентированному принципу. Служба стала по-настоящему цельным, единым, авторитетным ведомством.
Следующее, что отразилось на эффективности нашей Службы, как я уже упомянул ранее, это цифровизация процессов взаимодействия с природопользователями. Сейчас не надо ехать в территориальный орган Росприроднадзора, печатать и сдавать в приемную стопки бумаг. Все от жалобы до отчетности можно направить в электронном виде через удобные сервисы.
В свою очередь, центральный аппарат фактически в режиме онлайн видит, как мы выполняем свою работу, может указывать на недочеты, приводить примеры единообразной правоприменительной практики. Очень важно и ценно, что сотрудники Службы не разобщены. Они находятся в прямом контакте друг с другом и обмениваются необходимой для выполнения работы информацией.
Третий фактор, казалось бы, критичный для любого надзорного органа- сокращение проверок в 2022-2023 годах, на практике позволил нам качественно изменить в лучшую сторону всю организацию контрольно-надзорных мероприятий.
Исходя из задач, поставленных перед нами руководителем Росприроднадзора, мы усилили работу, направленную не только на выявление уже совершенных нарушений экологического законодательства, но и на выявление предпосылок совершения таких нарушений, которые могут повлечь еще более негативные последствия.
Порой менеджмент компаний только после нашего прихода на объекты предприятия узнает о том, какие нарушения там существовали долгие годы. Причем не только природоохранного, но и смежного законодательства. Мы открыто и честно обозначаем, к каким последствиям это может привести, а далее уже руководство компаний само принимает решения, как использовать полученную от нас информацию.
Бывают случаи, когда топ-менеджмент компаний выражает благодарность после проверки Росприроднадзора и получения акта реагирования, т.к. получают уникальную возможность посмотреть на свою работу со стороны и принять управленческие решения.
Считаю очень важным понимать, что задача нашей Службы не наказать проверяемое предприятие, а показать в чем недочеты его текущей модели работы. Штрафы и ущербы в данном случае носят характер своеобразных стимулов от государства, использование того самого кнута, чтобы выработать своеобразный рефлекс у собственников предприятий о недопустимости повторения нарушений законодательства в дальнейшем.
Подтверждением того, что наша служба — это не только про наказания, является уникальная Международная детско-юношеская премия «Экология-дело каждого», проводимая в четвертый раз по инициативе руководителя Росприроднадзора и с каждым годом увеличивающая свою географию, масштаб и признание.
У данной акции есть очень важная задача: через игру, конкурс, творчество заложить в сознание подрастающему поколению любовь к природе. Если это получится, то, уверен, наступит день, когда эти дети вырастут, станут инженерами, специалистами, руководителями или собственниками компаний и не захотят осознанно нарушать природоохранное законодательство.
Кстати, жители Черноземья всегда активно принимают участие в экопремии. В этом году только от Воронежской области поступило более 6,6 тыс. заявок, мы заняли первое место в рейтинге регионов, и я надеюсь, что интерес к ней будет со временем только возрастать.
Сейчас стартовал четвертый сезон премии. И отныне финалисты получат дополнительные баллы, если захотят поступить в ряд топовых вузов России. Это, например, Высшая школа экономики, Российский университет дружбы народов. Поэтому приём заявок теперь будет с октября по март, чтобы победители успели использовать эти баллы в ближайшем учебном году. В нашем регионе первым вузом, также предоставляющим дополнительные баллы, стал Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф.Морозова.
В ноябре мы подписали Соглашение о поддержке призеров премии, в рамках которого лауреатам, призерам и победителям будут начислены дополнительные два балла при поступлении в университет, представлены путёвки в ведомственные детские лагеря на безвозмездной основе, оказано содействие в предоставлении мест на целевое обучение. Также призеры экопремии будут представлены в качестве претендентов на получение гранта для обучения в ВГЛТУ по образовательным программам высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры).
Еще одним направлением деятельности нашего Управления не надзорного характера стало активнейшее участие в природоохранной акции «Родные берега», инициированной Вице-спикером Государственной думы Алексеем Васильевичем Гордеевым. Эта замечательная акция прошла в текущем году уже в третий раз и приобрела очень серьезный масштаб. Приведу просто сухие цифры для понимания: в 2023 году в «Родных берегах» приняли участие более 7 000 человек, которые на территории 26 районов Воронежской области реализовали 53 экопроекта.
— Как обстояло тогда и сейчас дело с взаимодействием между облправительством и Управлением? Что изменилось? Есть критические вопросы, которые без плотного взаимодействия не решить?
— Безусловно, межведомственное взаимодействие значительно повышает эффективность и результативность не только контрольно-надзорных мероприятий, но и в целом системы государственного управления. Мы взаимодействуем со всеми структурами: правоохранительными органами, региональными и местными органами власти, общественностью, средствами массовой информации.
Если говорить о Воронежской области, одним из примеров эффективного межведомственного взаимодействия по решению критических вопросов является кейс Левобережных очистных сооружений. Не секрет, что ранее данный объект управлялся частной компанией крайне неэффективно, что рано или поздно, кроме возникновения многомиллионных штрафов и ущербов, привело бы к настоящей экологической катастрофе.
Благодаря усилиям Правительства Воронежской области, Прокуратуры и Росприроднадзора, этого удалось избежать. Проблемный объект полностью перешел в собственность города. Сейчас он передан в концессию структурам ГК «Росводоканал» — одного из крупнейших в Российской Федерации операторов, имеющего колоссальный опыт управления объектами водоснабжения и водоотведения. Надеюсь, уже в ближайшие годы это даст результат и существующие на левобережных очистных сооружениях проблемы (в том числе экологического характера) будут решены.
Еще один пример успешного взаимодействия с региональными органами власти — наш обмен информацией по различным вопросам обращения с отходами.
Так, оценивая выполняемые работы по рекультивации свалок и строительства новых полигонов твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области, мы всегда ставим в известность руководство региона, предоставляя со своей стороны оперативную непредвзятую информацию о реальном положении вещей на соответствующих объектах. При этом важно, что мы получаем от региональных властей обратную связь, подтверждающую, что такая информация востребована и полезна.
Мы не останавливаемся и продолжаем совершенствовать каналы взаимодействия. Считаю, что это важный процесс, который имеет положительный эффект как для нашего Управления, так и для областных органов исполнительной власти в каждом регионе в зоне нашей ответственности.
— Назовите порядка 5, можно больше, самых серьезных результатов деятельности за период вашего руководства, а также порядка 10 самых серьезные экологических проблем нашего региона, которые необходимо решить в обозримой перспективе.
— Я бы не хотел как-то ранжировать и распределять по уровню серьезности экологические проблемы в регионе. Весьма неправильно сказать — эта проблема маленькая и несерьезная, а эта проблема большая, поэтому я ставлю ее на первое место.
В Воронежской области есть проблемы аналогичные проблемам большинства регионов Российской Федерации. Только бегло можно назвать и переполнение полигонов, и незаконные свалки, и неоправданно высокая антропогенная нагрузка на федеральные водные объекты, их истощение и деградация, загрязнение атмосферного воздуха и почв. Делается ли что-то местными властями, чтобы решить эти проблемы? Безусловно. Но не все решается по щелчку пальцев. Надо быть реалистами и понимать, что в вопросах экологии многие процессы реализуются очень долго.
Со своей стороны, как я уже отметил, мы стараемся не только выявлять проблему, но и своевременно информировать уполномоченные на ее решение структуры, а также органы власти.
Говоря о результатах, хотелось бы отметить, что для нас важно повышение эффективности надзорных мероприятий. При сокращении количества проводимых проверок мы сумели существенно увеличить число выявляемых нарушений, собираемость штрафов, предъявление и взыскание ущерба причиненного окружающей среде.
Мы наладили очень эффективный работающий механизм взаимодействия с общественными инспекторами в области охраны окружающей среды в части выявления и пресечения экологических правонарушений.
Кроме того, мы серьезно повысили качество оказания государственных услуг.
В настоящее время по решению руководства Службы наше Управление кроме базовых функций, выполняемых территориальными органами, стало центром компетенций в части рассмотрения технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых, а также одним из центров, на базе которого оказывается услуга по проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня. Для нас это не только большая честь, но и ответственность.
— В инфопространстве недавно снова появилась информация о смраде, исходящем от ЛОС. Что скажете по данной проблеме? Каково положение вещей с ЛОС как формально, так и фактически? Когда прекратится неприятный запах, или быть может, жителям на это не рассчитывать?
— Вопрос запахов напрямую связан с реконструкцией и последующей добросовестной законной эксплуатацией левобережных очистных сооружений компанией, которой они переданы в управление.
Как я сказал ранее, считаю, что структуры ГК «Росводоканал», которым в настоящее время в Концессию передан данный объект, имеют специалистов и возможность решить существующую проблему, а областное правительство держит вопрос на постоянном контроле, что позволяет надеяться на положительный результат.
— Задачи, которые ставите для себя на перспективу?
— Можно предположить, что в целом для всей нашей Службы и крупнейших предприятий страны, которые оказывают максимальное негативное воздействие на экологию, 2024 год станет годом перехода на новую природоохранную документацию. В настоящее время установлено законодательное требование о необходимости всем организациям, имеющим объекты I категории разработать до конца 2024 года документ под названием «комплексное экологическое разрешение». С 2025 года он придет на смену большому количеству ранее выдававшимся или согласовывавшимся Росприроднадзором документам.
В этой связи в настоящее время мы ставим перед собой задачу максимально информировать природопользователей о предстоящих изменениях, для чего привлекаем представителей органов региональной исполнительной власти, профильные комитеты депутатского корпуса, представителей объединений бизнеса, общественных объединений и организаций.
Также в 2024 году и далее мы будем прикладывать максимум усилий для популяризации среди детей Международной премии «Экология-дело каждого». В перспективе хотелось бы, чтобы о ней знали в каждом классе каждой школы нашей области и, конечно, принимали участие в ее номинациях. Здесь, опять же, мы надеемся на вовлеченность и отзывчивость регионального правительства.
А чтобы интерес к природоохранной тематике был не только у школьников и студентов, мы надеемся на продолжение и масштабирование в регионе экологической акции «Родные берега».
Подводя итог, отмечу, что в наших планах – системно и плодотворно работать по всем направлениям. Ключевыми задачами для нас были и остаются повышение результативности и эффективности надзорных мероприятий, улучшение качества оказания государственных услуг и экопросвещение.
Последние новости
Гуманитарная помощь для группы радиоэлектронной борьбы
Новая партия помощи отправлена для поддержки фронтовых разработок.
Гигантская мегатыква в Воронежской области
Жительница Семилукского района удивляет своим достижением.
Фестиваль «Город-сад» в Воронеже: семейное веселье и цветочные композиции
В этом году фестиваль прошел в спокойной атмосфере с новыми мерами безопасности.
ЦБ: Экономику России из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис
Экономику РФ из-за эффекта домино может ждать двухлетний кризис